Д. Г. Гиртсема
Субботний праздничный день или/и день покоя?
Взято из журнала «Труба» (Clarion) 1984 г., том 33, №1
Синод в Кловердейле в 1983 году занимался пересмотром Гейдельбергского катехизиса. Комитет, подготовивший поправки, предложил прочтение Воскресенья 38 (В.О. 103) следующим образом: «Что требует Господь в четвертой заповеди? Во-первых, чтобы церковная служба велась по Евангелию и чтобы содержались христианские школы; и я особенно в праздничные дни, то есть в дни отдыха, усердно посещал Церковь Божию…».
Я хотел бы обратить ваше особое внимание на выражение «особенно в праздничные дни». В нашей старой версии написано: «особенно в субботние дни, то есть в дни отдыха». Мы обнаруживаем подобную формулировку и в старой, и в новой версии катехизиса наших сестринских церквей в Голландии.
Комитету по пересмотру Гейдельбергского катехизиса было поручено взять за основу немецкие и латинские тексты 1563 года, а также голландский текст 1611 года. Немецкий текст по этому пункту говорит так: sonderlich am Feiertag. Словарь определяет слово «Feiertag» как «радостный праздничный день». И в словаре также сказано, что немецкий глагол «feiern» означает «праздновать, чтить, прославлять», а также «отдыхать от работы». Еще один словарь говорит, что «Feiertag» означает «праздничный день, день отдыха».
Очевидно, обращаясь к немецким текстам, комитет избрал и предложил употребление выражения «праздничный день». Однако синод в Кловердейле не принял подобное понимание и изменил фразу на выражение «особенно в день отдыха». Таким образом, мы вернули старую формулировку, но без слова «суббота».
Очевидно, что благодаря старой формулировке наши церкви исповедовали и сохраняли ту истину, что четвертая заповедь, говоря о субботе как о дне отдыха, все еще имеет силу для новозаветной церкви. Мы призваны соблюдать еженедельную субботу не только как день поклонения, но также и как день отдыха.
На протяжении многих веков этот вопрос вызывал разногласия: Господний день – только день поклонения, или же он также является днем отдыха для церкви? Мы также можем сформулировать этот вопрос таким образом: «Четвертая заповедь имеет только обрядовый характер, или же она также представляет собой этическое требование?» Эту проблему еще можно выразить и так: должны ли мы видеть происхождение четвертой заповеди (седьмой день – день отдыха) в Божьем завете с Израилем (тогда ее можно назвать обрядовой, и можно считать, что она имела силу только во время действия Божьего завета с Израилем от Моисея до Христа)? Или же мы должны видеть происхождение этой заповеди в Божьем труде по сотворению мира (Быт. 2:1-3), и таким образом, мы имеем отношение с порядком сотворения, который сберегался в ветхом завете с Израилем и, несмотря на то, что времена изменились, он остается актуальным также и для нового завета?
Рассмотрению этого вопроса было посвящено много статей и книг, в которых были предложены различные ответы. В данной статье я не хотел бы сильно углубляться в эту древнюю, но все еще злободневную полемику. Все, что я хочу, так это указать на тот факт, что синод в Ковердейле ясным образом сохранил как исповедание ту истину, что наш день поклонения также является днем отдыха в соответствии с четвертой заповедью, которая все еще остается в силе для новозаветного периода времени. Я благодарен синоду за принятие этого решения. Это решение должно оказать существенное влияние на практику нашей христианской жизни, а именно на наше отношение к соблюдению Господнего дня как дня отдыха и поклонения.
Мы живем в мире, который можно охарактеризовать как постхристианский. Для многих людей христианское воскресенье больше не является днем отдыха и поклонения. Современные технологии и экономика требуют беспрерывного трудового процесса . По экономическим причинам машины могут и должны работать все семь дней в неделю. Торговцы, открывающие свои магазины в воскресенье, видят, что уровень продаж их товаров возрастает до двадцати процентов. Большинство людей предпочитают совершать покупки по воскресеньям. Это все ясно указывает на секуляризацию нашего канадского общества. Можно задать вопрос: «Когда люди не стремятся служить Богу, зачем им соблюдать Господний день как день отдыха и поклонения?».
Но давайте внимательно посмотрим на самих себя. Разве подражание этому миру, проявляемое в несоблюдении Господнего дня, не проникает в церковь? Разве мы сами не позволяем ему проникать? Разве сегодня мы не делаем в воскресенье то, что всего лишь несколько лет назад даже не пришло бы нам на ум, то, что мы весьма не одобряли, считая, не соответствующим Господнему дню как дню покоя и поклонения? В воскресенье мы должны были прилежно приходить в церковь, даже по возможности дважды. И у человека должна была быть хорошая, веская причина, чтобы дважды не пойти на воскресное богослужение. Более того, мы даже не думали о том, чтобы поехать в отпуск или по делам на дальнее расстояние в воскресенье или отправиться на пляж в жаркий воскресный день или в день религиозного праздника. Мы не планировали совершать покупки или продавать в воскресенье и не просили других людей сделать это для нас. Мы были убеждены: несомненно, нет на то воли нашего Бога, чтобы мы путешествовали в воскресенье или ходили на пляж, или покупали и продавали, и так далее. Нет. Мы были убеждены в том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали первый день недели как день отдыха и поклонения: он свят для Господа и для общения с церковью и своей семьей. И если мы сейчас начинаем делать то, что не делали бы несколько лет тому назад, разве у нас нет уверенности в том, что на это есть Божья воля? Убеждены ли мы в том, что в этом заключается послушание нашей веры? Убеждены ли мы в том, что совершая эти дела, мы созидаем церкви в верном служении Богу, и продуктивно трудимся над тем, чтобы церковная община следовала по пути Господнему? Убеждены ли мы в том, что совершение этих дел способствует святости и посвященности нашей жизни Господу? Или же мы потихоньку делаем дела, которые раньше не делали в воскресенье, не имея никакого убеждения, потому что нам просто нравиться их делать, убеждая самих себя в том, что в этом нет ничего плохого. Разве это не признак растущего прагматизма, материализма и эгоизма?
В книге Бытия 2:2, 3 мы читаем о том, что «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Я не буду подробно истолковывать эти слова. Но я хотел бы обратить ваше внимание на два важных аспекта. Вполне очевидно, что Бог учредил седьмой день после шести дней творения. Мы можем ясно прочитать о том, что в седьмой день Бог закончил дела, которые делал. Учреждение седьмого дня стало, таким образом, завершающим штрихом.
Во-вторых, читаем о том, что Бог благословил и освятил седьмой день. Освящение Богом этого дня означает, что он стал святым для Господа. Благословение Богом этого дня означает, что Он связал Свое благословение с ним. Это – благословение жизни Его творения в полноте и избытке, в особенности, жизни человека. Несомненно, благословение дня отдыха является благословением не для Самого Бога, а для человека, а его святость – также святость для человека.
После грехопадения, когда Бог заключил завет с Израилем, Он сохранил этот дар седьмого дня отдыха, дня благословения, дня искупления и спасения для Своего израильского народа. Несоблюдение субботнего дня как святого дня для Господа означало лишение и потерю благословения этого дня, благословения Господнего. Это было явлено в вавилонском пленении (Иез. 20).
В евангелиях мы читаем о том, как Господь Иисус Христос не отменил закон, включая четвертую заповедь. Он сохранил и исполнил ее в прямом значении как дня, в который Бог даровал Свое благословение в искуплении и спасении Своего народа. Именно в субботний день наш Господь Иисус проповедовал и исцелял, то есть спасал и передавал Божьим детям благословения Божьего Царства. Христос выступал только против неправильного понимания и неправильного применения четвертой заповеди и субботнего дня, как это делали иудейские руководители.
В новозаветной церкви день отдыха и поклонения был перенесен с седьмого дня на первый день недели. Этот первый день называется «Господний день». Именно в первый день недели Господь воскрес из мертвых.
Мы знаем не только о великом Божьем деле сотворения мира, но также о великом деле искупления Израиля из египетского плена. Эти дела Божьи составляли основу в истории откровения до прихода Христа. Теперь мы также знаем о великом Божьем деле искупления в смерти и воскресении Иисуса Христа. Это был новый фундаментальный труд Божий. Именно на этом фундаменте церковь основывает всю свою жизнь, вместе с тем утверждая собой Божий труд в творении. Христос пришел для того, чтобы искупить Божье творение. Таким образом, церковь придерживается порядка, установленного при сотворении: шесть дней работы и один день отдыха и поклонения, но этот день начинает неделю с провозглашения веры в Божий искупительный труд во Христе. Будучи причастниками спасения Христа, верующие позволяют этому спасению также управлять другими днями недели: будучи спасенными от греха, они стремятся служить своему Богу.
Один день в неделю отдыха от тяжелого труда, согласно модели Божьего порядка сотворения мира, был великим даром Божьим для всего человечества в раю. Он также был великим даром для Божьего народа Израиля. Это – все еще великий дар заботливого и милостивого Небесного Отца, дарованный через Иисуса Христа новозаветной церкви. Так как день отдыха и поклонения является Божьим даром, человечество и, прежде всего, церковь, должны принять этот дар и использовать его для Божьей славы надлежащим, согласующимся с Божьей волей, образом. Освящение дня отдыха все еще подразумевает освящение всех дней недели и, таким образом, всей жизни верующих людей. Осквернение дня отдыха влечет за собой возрастающее осквернение других дней недели и всей жизни человека.
Таким образом, мы очень благодарны синоду Кловердейла 1983 года за его решение, которое учредило ту истину, что наш день поклонения является днем отдыха в соответствии с четвертой заповедью.
Этот материал еще не обсуждался.